27.01.2012 в 11:07
Пишет Otani-Yoshitsugu:Ура мне ура и спасибо koei wiki за обновление информации - узнал много нового и наконец-то (!) толково разобрался с биографией Отани
перевод мой, хоть и корявый
читать дальшеПроисхождение, связи и все такое
Отани Йошитсугу был романтизирован в литературе как героичный и одаренный друг Ишиды Мицунари начиная с периода Эдо. Говорили, что они были близкими друзьями еще с самых ранних лет работы на Тоётоми Хидэёши, и оба уважали характер и чувство справедливости друг друга. Наверное, уже всем глаза натер тот известный случай с чайной церемонией в Осакском замке, имевший место в 1587 году. Уже страдавший от лепры Йошитсугу отпил из чашки, которую передавали друг другу присутствующие, и с его губ в чай упали капли гноя. По правилам церемонии, чашку следовало передать дальше, но все отказывались принять ее. Когда она дошла до Мицунари, он выпил все до дна, даже не искривив лица от омерзения и отметил, что чай был очень вкусным. Йошитсугу был тронут жестом своего друга, и, как говорят, именно это подтолкнуло Отани на решение принять сторону Западной Коалиции. Кроме того, есть мнение, что эти двое имели романтические отношения, что и объясняло столь крепкие узы, и начало этому роману положило именно это чаепитие.
В отличие от того, что эта чайная церемония имела живых свидетелей (Камия Соотан, Тсуда Согью), то, были ли они и правда такими близкими друзьями, становится поводов постоянных споров. Если быть вообще придирчивым, сама историческая фигура Йошитсугу — довольно противоречива. Источники периода Эдо описывают его как уважаемого и талантливого вассала еще с юности, но никаких толковых данных о нем в исторических сводках не осталось. Точно сказать, кто был его отцом тоже нельзя. Одни источники отсылают к Отани Йошифусе — вассалу Тоётоми, другие — к Отани Морихару — вассалу клана Отомо, поскольку они жили примерно в одно время и имели одно и то же клановое имя. Происхождение обоих кандидатов на отцовство неизвестно, все что от них осталось — несколько документов и их имена. (+Некоторые источники приписывают ему даже дальнее родство с домой Тайра) Часто говорится, что Йошитсугу родился в провинции Оми: его мать была одной из дам в Кодаи-Ин — именно так Йошитсугу вошел в фавор к Тоётоми. Однако, если вы все же склонитесь к тому, что его отцом был Морихару — это полностью извратит историю Отани: так бы получалось, что Йошитсугу присоединился к Хидэёши, отделившись от семьи Отомо, причем будучи уже далеко за двадцать. Поскольку об обеих семьях Отани известно крайне мало, первая встреча Йошитсугу с Тайко так и останется тайной.
Пробелы в знаниях биографии Отани обеспечили нам пропасть в двадцать, а то и тридцать лет, восполненные лишь россказнями и сплетнями. Среди тех, кто ставит под сомнения его связь с Мицунари, оставляется под вопросом и то, служили ли они Хидэёши еще с ранних лет. Обычно говорят, что Йошитсугу был на год старше Мицунари, но и тут возникают споры, связанные с тем, что его происхождение туманно — говорят, что он мог быть и значительно старше, и намного младше своего друга . Именно незнание точной даты его рождения и создает противоречие с историей о том, что об был любовником Мицунари — романтизация их дружбы получалась в связи с тем, что они были ровесниками — и это добавляет еще тайны личности Йошитсугу. Дошло до того, что некоторые начали высказываться, что и дружбы между ними вовсе не было. Сторонники некоторых гипотез даже говорят, что Отани умер от болезни за год до Секигахары. Споры между историками на предмет этой дружбы ведутся и по сей день.
Йошитсугу официально не был женат, но был отцом трех сыновей и одной дочери. Его второй сын погиб вместе с ним на Секигахаре, двое оставшихся либо пали, защищая Осакский замок и наследника Тоётоми, либо вообще не участвовали в войне. Дочь Йошитсугу была женой Санады Нобушиге. А воспитанница — Акихимэ — была отдана его брату Юкимуре. Кроме того, есть красивая история, что наложница Йошитсугу последовала за ним на Секигахару и потеряла рассудок от горя после его смерти. И еще — хоть и ничем этот слух не подтверждался, некоторые утверждают, что Тсуда Сутедзо из Бьяккотаи был одним из его потомков.
Имена и титулы
Если принимать версию, что Йошитсугу был сыном Йошифусы — его детским именем было Кацурамацу (桂松 or 慶松 ). До его рождения, Йошифуса проклинал свою неудачу, поскольку у него не было наследника мужского пола. Однажды, его жена решила помолиться перед святилищем Хатимана Дайбосэтсу в их уделе. Пока она страстно молила о том, чтобы подарить мужу сына, перед святилищем упала сосна. Женщина сорвала с нее несколько иголок и съела на удачу. И она действительно родила своего первого сына. Оттого вторым кандзи в имени ребенка и стало «сосна».
Первым его официальным титулом был Хэйма (平馬 ), который был ему дан в ранние годы служения. По одной версии оно было дано ему за то, что Йошитсугу руководил конницей в Хариме, по другой — за его службу в замке Мики. Несколько лет спустя, надписи в храмах уже запечатлели его титул как Киноскэ или Нориноскэ (紀之介 ). Спорят так же на тему того, менял ли он имя на Отани Гёбу(大谷刑部 ) или Отани Йошитака (大谷吉隆 ). Гёбу — соответственно, указывает на связь с семейством Гендзи, или же просто на высокое положение Йошитсугу. (Первое сомнительно, учитывая версии о родстве с Тайра). Что до Йошитаки — это уже скорее всего вымысел или корявое написание кандзи.
Когда Йошитсугу заболел лепрой, все говорили о том, что его лицо приобрело мертвенную бледность, за что его и прозвали Широйкао — Бело лицо(白頭 ). Некоторые легенды отмечают то, что это прозвище могло быть вызвано тем, что он скрывал свое лицо за белой маской -
что было типичным для больных этим недугом.
Служба у Тоётоми
Начало карьеры Йошитсугу неизвестно, но скорее всего он стал вассалом Хидэёши в низком чине косё или стал йорики Мицунари к середине или концу 1570х. (Либо лет в 15, либо около 20 лет). Многие историки склоняются к тому, что он был в числе 700 или около того человек, которые присоединились к Тоётоми после Инцидента в Хоннодзи. Он присоединился к Като Тораноскэ, Фукусима Ичимацу и другим косё, что брали замок Нагахама у Шибаты Кацутоё, племянника Шибаты Катсуиэ. Легенда говорит, что восторженный Хидэёши отозвался об Отани следующим образом: «Дайте мне миллион солдат, но я бы с радостью наблюдал, как он поведет их»
После битвы при Шизугатакэ, как говорят, Йошитсугу примкнул к войскам Тоётоми. Если отбросить все неисторичные россказни и частички «бы» да «говорят, что» - все же можно вырвать определенные факты биографии Отани. Одна из точек зрения утверждает, что именно он был тем, кто использовал свой ум, чтобы убедить Кацутоё сдаться без боя. Хотя другая история утверждает, что он храбро сражался на передовой и свершил много подвигов благодаря своему прекрасному владению копьем. Известно, что Хитоцуянаги Каки утверждал, что Хидэёши высказал грандиозную похвалу и Йошитсугу, и Мицунари, особенно отмечая Отани: «Отани Кацурамацу был прекрасен с самого первого своего выпада». Однако, эта реплика не отражена ни в одном историческом тексте, поэтому ее можно точно отнести к художественному вымыслу.
Вот что известно точно, так это то, что Йошитсугу служил под титулом Гёбу-шойю (младший Министр Юстиции) в 1585. К тому времени Йошитсугу уже вошел в число элиты и приближенных Хидэёши. Согласно официальному документу Уно Мондо Никки, написанному как отчеты для Кеннъо, Йошитсугу и Мицунари были среди людей, что сопровождали Хидэёши в Аримский Онсен в Сентябре того же года и сидели с ним в одном источнике.
Несколько лет спустя, Йошитсугу подхватил серьезный недуг. Существует довольно известная история о том, как он заболел проказой. В 1586 году, по время его пребывания в Осаке, поднялось волнение, и Йошитсугу отправился самолично его подавить. Во имя Хидэёши он порубил тысячу человек, но их грязная кровь и куски внутренностей как-то попала в его тело через раны, и заразила его.
Уно Мондо Никки и Тамон-Ин Никки, которые обычно считаются дневниковыми записями монаха по имени Эишун, дает долее мягкую трактовку причины заболевания Йошитсугу. Они передают слухи, что Йошитсугу пытался получить кровь жителей города — это был метод, который по повериям лечил недуги. Кроме того, есть версии, что он был болен еще с Шизугатакэ, но симптомы не проявлялись до этого времени. В исторических документах не было детального описания симптомов его болезни, но люди, как правило, считали, что это была лепра — согласно историям периода Эдо, - или же сифилис — другое объяснение тому, что заразился Отани через кровь или другие телесные жидкости.
С этого момента, история Йошитсугу разнится по двум основным принципам. Сайфуку-джи Энкинсей, исторический текст, который подвергается сейчас критическому анализу на предмет его достоверности, утверждает, что Йошитсугу вместе с Мицунари отправился на Кюсю в 1587 и помогал ему вести 12 тысячный отряд без особых затруднений. В 1588 Мори Тэрумото в своем дневнике отмечает, что с Мицунари был эскорт из трех человек, которые давали ему советы. Хотя имена этих людей были не указаны, вполне приемлемо приписать Йошитсугу присутствие на Кюсю в тот момент. В качестве награды Отани получил 50 000 коку и стал даймё в замке Цуруга. Как глава провинции, он разделил 10 000 коку между местными вассалами Тоётоми. Затем он отправился в Мицунари в Одавару и, как говорят, присутствовал в замке Оши, хотя детали его участия в обоих конфликтов неясны. Когда Хидэёши приказал еще раз подавить волнение в провинции Кии, Йошитсугу был одним из тех, кто принял в этом участие и приблизил поражение Акиты Санэсуэ. Кроме того, утверждают, что он следовал за Мицунари во время подавления различных восстаний, участвовал в укреплении замка Фушими, и даже в Корейской кампании. В дальнейших конфликтах Йошитсугу завоевал уважение за свои достижения с военным флотом, его даже называли «бесподобной морской жемчужиной».
Йошитсугу вернулся из Кореи прославленным героем и был тепло принят Хидэёши в Осаке. Тут появляется измененная версия знаменитой истории о чаепитии. Только в этой хронике говорится, что чай с гноем выпил не Мицунари, а сам Тоётоми! Причем последний при этом отметил, что из рук достойного вассала готов принять даже такой чай, и он будет для него изысканным. Потом, если верить истории, Йошитсугу заплакал первый раз за свою взрослую жизнь и отныне присягнул на верность клану Тоётоми в знак благодарности.
Не такая популярная, но более разумная история гласит, что Йошитсугу уже к тому времени был прикован к постели болезнью. В Рокуон-Ин Чироку, приписываемым быть дневником монаха из Кинкаку-джи, говорится, что недуг настолько прогрессировал, что Йошитсугу уже не мог покидать свою резиденцию в течение пяти- шести лет. Его тело было неспособно перенести тяготы далекого путешествия, и это означало, что он не мог принять участие в Корейской кампании и празднованиях победы в ней — то есть в таком состоянии он бы не присутствовал и на любовании цветами в Дайго. Однако, здесь говорится, что в 1598 он все же покинул свой удел, чтобы присутствовать на гэнпуку сына Хидэёши, Тоётоми Хидэёри.
Секигахара
После смерти Хидэёши, Йошитсугу планировал вступить в союз с Токугавой Иэясу — так говорится в Иэтада Никки. В 1599, Йошитсугу собрал своих людей и выдвинулся вместе с войсками Токугавы в замок Таруи. Согласно Кэйчо Кенмоншу, Мицунари в это время был в своем замке Саваяма, и пригласил Йошитсугу в свой удел. Не смотря на то, что к этому моменту Отани уже был слеп из-за болезни, он был неприятно удивлен, что там его ожидали вооруженные солдаты Ишиды — и затаил безмолвное проклятие на Мицунари. Мицунари представил его своему вассалу, Шиме Кийооки, который и изменил взгляды Отани на Западную армию, но все же Йошитсугу хотел остаться на стороне Иэясу, поскольку был уверен, что Мицунари потерпит поражение. Но тем не менее, по той или иной причине, Мицунари ухитрился уговорить Йошитсугу порвать союз и вступить в Западную Коалицию. Говорилось также, что Иэясу был восхищен талантами Йошитсугу и был готов предложить тому 12 000 коку только за его службу. Новость о внезапной смене стороны Йошитсугу очень удивила его.
Что до того, почему Отани изменил свое первоначальное решение — это остается тайной и по сей день. Никто не знал, почему Йошитсугу так поступил, поскольку об этом было мало записей. Об этом ходило много историй, но все они не имели опоры на исторические факты.
Конечно, самый популярный сценарий развился в период Эдо, и он основывался на узах дружбы. По этой версии Йошитсугу только думал о том, чтобы присоединится к Иэясу, но Мицунари трижды попросил его поддержать Запад. И хотя Отани знал, что это будет провалом, он не мог отбросить прочь свою связь с Ишидой и потому вместе со своими сыновьями вступил в Западную Коалицию. Но другая история гласит, что жена Санады Масаюки была в заложниках у Западной Коалиции. Связанный с семьей Санады узами родства, он был вынужден согласиться на союз ради безопасности этой женщины. По еще одной версии, Отани был на ножах с Укитой Хидэиэ, и хотел присоединиться к Иэясу, лишь бы не сталкиваться с ним. Узнав об этом, Мицунари выступил как посредник в примирении обеих сторон, что и заставило Йошитсугу поддержать его.
Какой бы ни была причина, Йошитсугу уже давно сражался на стороне клана Тоётоми. Ходили слухи, что он дезинформировал Маэду Тошинагу об опасности в Асаинаватэ, что привело к битве и поражению Нивы Нагашиге (хотя это тоже не подтверждено исторически). Другие его деяния до Секигахары не были четко известны, но говорилось, что он намекнул Мицунари, что стоит переместить его главную ставку в ночь перед битвой. На Секигахару Отани привел всего 600 человек. С ним были три его вассала: Хитатсука Тамэхиро с 900 людьми, его сын, Йошикатсу с около 2500 и Киношита Йоритсугу с 1000. (Итого 5000 человек — маловато-таки). Согласно Секигахара Гунки Таисэи, Йошитсугу был осведомлен о планах Хидэаки предать Мицунари, но был бессилен как-то предотвратить эту измену. Перегруппировав свои войска так, чтобы наблюдать за передвижениями Кобаякавы, он сделал это только затем, чтобы принять удар, и не дать своим союзникам пострадать от угаданной им изменой.
Как только 15тысячная армия Кобаякавы спустилась с горы на Запад, войска Йошитсугу стали заслоном, пытаясь остановить их наступление. Поскольку Отани собрал элитное войско, сначала получалось так, что он даже имел превосходство — 370 убитых у Кобаякавы, в то время, как у Отани — всего 180. Однако войско Тодо Такаторы напало на Йошитсугу с фланга. Иэтада Никки гласит, что четвертый сын Кийооки, Шима Киёмаса, пытался убить Такэтору одним ударом. Но Киёмасу убил генерал Восточной армии, Такаги Хэизабуро. Когда слух об участи Киёмасы прокатился по войску Отани, его оборона пошатнулась с обоих флангов, да и численное превосходство взяло свое. Полностью разбитый, Йошитсугу уступил свои позиции и, как говорят, покончил с собой. (Однако на Секигахарском могильном камне он записан как Йошитака — происки врагов, не иначе)
Есть две интересные точки зрения о последних мгновениях его жизни — хотя обе они остаются под вопросом. В Кейчо Нинджуки говорится, что Йошитсугу не мог двигаться сам, потому приехал на Секигахару в паланкине. Пока продолжался бой с Кобаякавой, он приказал своему вассалу, Юаса Госукэ, доложить ему, когда битва будет проиграна. Много раз Отани слышал крики своих людей о том, что они проиграли, но Госукэ настаивал, что все еще может измениться. Когда же Юаса признал, что они близки к полному разгрому, Йошитсугу высунулся из паланкина и отсек себе голову. Госукэ до этого обещал своему господину, что спрячет его голову, чтобы она не досталась врагам, но он погиб в сражении, пытаясь пробиться через войска Такаторы. Хотя та же книга утверждает и что Отани сидел верхом на лошади, и приказал разрубить себя поперек живота, как только Госукэ дал свое слово.
Другая история уходит корнями в период Эдо. Некий Тамэхиро был тем, кто доложил Йошитсугу горестную весть о том, что они не могут остановить Кобаякаву. В сожалении от своего бессилия, он написал своему господину стихотворение, чтобы поддержать его перед тем, как тот покончит с собой. Его можно было бы перевести примерно так: «Поскольку мой долг покинуть этот мир во имя твое, встретить нежданный конец жизни твоей — еще прискорбнее». Йошитсугу оценил преданность в словах Тамэхиро и ответил ему своим стихотворением :
«Даже если мы клянемся следовать заветам Шести Путей, ждать придется долго, чтобы встретится снова в иной жизни». В то время, как был отослан его ответ, Тамэхиро уже был убит солдатами Кобаякавы. Тогда Йошитсугу попросил Госукэ ассистировать ему в самоубийстве и спрятать его голову от врагов. Сидя в паланкине, Отани крест-накрест вскрыл себе живот, а Госукэ отрубил его голову. Далее этот вассал должен был захоронить голову своего господина, пока его самого бы не настигла смерть.
Одна из вариаций на эту тему — история того, как Госукэ защищал голову Йошитсугу: он отрубил собственную голову, чтобы отвлечь внимание от останков своего господина. Восточная Коалиция по ошибке взяла себе голову Госукэ, а настоящую голову Отани так и не нашли.
_________________________________________________________________________________________________________
И ещё :
www.diary.ru/~deadstarshani/p173503562.htm?from...
29.02.12.
_________________________________________________________________________________________________________