22.12.2015 в 01:10
Пишет oni-fukucho:Приближается новый год, так что это пост будет очень даже в тему
Поэтому речь пойдет о божестве Тошигами (年神
читать дальше
Еще это божество известно как Томо (歳神.
Тошигами - что очевидно из его имени - божество, которое приходит в дома людей каждый новый год. В регионах его зовут по-разному: и Тондо (歳徳 - досл. Божество благоприятного направления), и Сёгацу-сама (正月様 - досл. Господин Новый год), и Эхо:гами (恵方神 - досл. Божество благоприятного направления), Отошигами (大歳神/大年神, Тоши-доно (年殿 - досл. Господин Год), Тошидон (トシドン, Тоши-дзиисан (年爺さん - досл. Старик Год), Дзякунэн-сан (若年さん - досл. Молодой господин/ Господин молодой год). Кстати, странное имя Тошидон - родом из Сацумы.
Одно из имен божества - Тошитокудзин - проистекает из оммёдо. Изначально так звали богиню, имевшую власть над благоприятным направлением нынешнего года. Таким образом, культ Тошитокудзин родился из древнейших верований в божество, появлявшегося в первый день нового года и отвечавшее за предстоящий обильный урожай.
Все новогодние украшения - синтоистские, естественно - призваны встречать именно Тошигами. Так, например, кадомацу - так и вовсе одновременно приманка для Тошигами и будущее его вместилище. Кагамимоти - подношения ему.
Считается, что культ Тошигами тесно связан с аграрным культом и культом предков - исторически, именно с этими верованиями вплелись представления об этом божестве.
C эпох Камакура и Муромати в деревенских областях Японии культ Тошигами распространился, и божество обычно называли Тошитокудзин (年徳神/歳徳神. То есть, "Божество благостного/благоприятного года". Кроме этого, культ Тошигами явно имел тесную связь с оммёдо - это божество ассоциировали с благоприятным направлением.
На календарных изображениях Тошигами часто рисовали похожим богиню, а не бога. Но, поскольку Тошигами все же считался мужчиной, его изображали и в образе старика с бородой. Поскольку культ этого божества вырос из фольклора, образов у Тошигами оказывалось множество - часто они противоречили друг другу.
Согласно "Кодзики" Тошигами - еще и отец огромного количество божеств. Вот тут можно оценить масштаб всего списка. Отметить из него можно, например, божество О:куни-митама (大国御魂神 - божественную "душу" страны; божество Хаямато (羽山戸神, повелевающее подножиями гор; О:цутигами (大土神 - божество земли; богиню осени Акихимэ (秋毘売神 и многих других, от разных матерей и с самыми разнообразными "профессиями".
Поскольку культ Тошигами тесно связан с оммёдо, чтобы поприветствовать его, в точке, отмечавшей благоприятное направление - эхо: (恵方 - наступающего года, воздвигали небольшую камидану (синтоистский алтарь-полочку), украшенную по случаю. Именно к этому маленькому святилищу и обращали молитвы об обильном урожае и большой удаче. В некоторых областях Японии в этой точке ставят сосновую ветку - огамимацу (拝み松.
Конечно, у Тошигами есть и собственные святилища. Такие, как, например, Тошитоку-дзиндзя (歳徳神社 в городе Иваки, что в префектуре Фукусима. Считается, что местное святилище было впервые возведено более тысячи пятисот лет назад. Во время недавнего землетрясения проход к святилищу был разрушен, но к 2012 году он был полностью восстановлен.
С культом Тошигами связаны и интересные традиции. Например, в первый день года, согласно давнему поверию, нужно прогуляться в том направлении, которое будет считаться благоприятным: тогда можно завоевать расположение Тошигами.
В сельской местности, естественно, соблюдение этого суеверия было очень затруднительным.
Другое суеверие, связанное с благоприятным направлением - традиция в первый день нового года посещать святилище, расположенное в благоприятном направлении наступившего года. (Не могу с точностью утверждать, но, как я понял, это не хацумодэ, а другая традиция)
Кстати о благоприятном направлении. Есть в Японии хитрое святилище, которое вообще вертится каждый год, чтобы всегда оставаться благоприятным - Эхо:-дзя (恵方社.
URL записиПоэтому речь пойдет о божестве Тошигами (年神
читать дальше
Еще это божество известно как Томо (歳神.
Тошигами - что очевидно из его имени - божество, которое приходит в дома людей каждый новый год. В регионах его зовут по-разному: и Тондо (歳徳 - досл. Божество благоприятного направления), и Сёгацу-сама (正月様 - досл. Господин Новый год), и Эхо:гами (恵方神 - досл. Божество благоприятного направления), Отошигами (大歳神/大年神, Тоши-доно (年殿 - досл. Господин Год), Тошидон (トシドン, Тоши-дзиисан (年爺さん - досл. Старик Год), Дзякунэн-сан (若年さん - досл. Молодой господин/ Господин молодой год). Кстати, странное имя Тошидон - родом из Сацумы.
Одно из имен божества - Тошитокудзин - проистекает из оммёдо. Изначально так звали богиню, имевшую власть над благоприятным направлением нынешнего года. Таким образом, культ Тошитокудзин родился из древнейших верований в божество, появлявшегося в первый день нового года и отвечавшее за предстоящий обильный урожай.
Все новогодние украшения - синтоистские, естественно - призваны встречать именно Тошигами. Так, например, кадомацу - так и вовсе одновременно приманка для Тошигами и будущее его вместилище. Кагамимоти - подношения ему.
Считается, что культ Тошигами тесно связан с аграрным культом и культом предков - исторически, именно с этими верованиями вплелись представления об этом божестве.
C эпох Камакура и Муромати в деревенских областях Японии культ Тошигами распространился, и божество обычно называли Тошитокудзин (年徳神/歳徳神. То есть, "Божество благостного/благоприятного года". Кроме этого, культ Тошигами явно имел тесную связь с оммёдо - это божество ассоциировали с благоприятным направлением.
На календарных изображениях Тошигами часто рисовали похожим богиню, а не бога. Но, поскольку Тошигами все же считался мужчиной, его изображали и в образе старика с бородой. Поскольку культ этого божества вырос из фольклора, образов у Тошигами оказывалось множество - часто они противоречили друг другу.
Согласно "Кодзики" Тошигами - еще и отец огромного количество божеств. Вот тут можно оценить масштаб всего списка. Отметить из него можно, например, божество О:куни-митама (大国御魂神 - божественную "душу" страны; божество Хаямато (羽山戸神, повелевающее подножиями гор; О:цутигами (大土神 - божество земли; богиню осени Акихимэ (秋毘売神 и многих других, от разных матерей и с самыми разнообразными "профессиями".
Поскольку культ Тошигами тесно связан с оммёдо, чтобы поприветствовать его, в точке, отмечавшей благоприятное направление - эхо: (恵方 - наступающего года, воздвигали небольшую камидану (синтоистский алтарь-полочку), украшенную по случаю. Именно к этому маленькому святилищу и обращали молитвы об обильном урожае и большой удаче. В некоторых областях Японии в этой точке ставят сосновую ветку - огамимацу (拝み松.
Конечно, у Тошигами есть и собственные святилища. Такие, как, например, Тошитоку-дзиндзя (歳徳神社 в городе Иваки, что в префектуре Фукусима. Считается, что местное святилище было впервые возведено более тысячи пятисот лет назад. Во время недавнего землетрясения проход к святилищу был разрушен, но к 2012 году он был полностью восстановлен.
С культом Тошигами связаны и интересные традиции. Например, в первый день года, согласно давнему поверию, нужно прогуляться в том направлении, которое будет считаться благоприятным: тогда можно завоевать расположение Тошигами.
В сельской местности, естественно, соблюдение этого суеверия было очень затруднительным.
Другое суеверие, связанное с благоприятным направлением - традиция в первый день нового года посещать святилище, расположенное в благоприятном направлении наступившего года. (Не могу с точностью утверждать, но, как я понял, это не хацумодэ, а другая традиция)
Кстати о благоприятном направлении. Есть в Японии хитрое святилище, которое вообще вертится каждый год, чтобы всегда оставаться благоприятным - Эхо:-дзя (恵方社.