Тип: 38 ТВ-серий по 25 мин.(1 сезон), 39 ТВ-серий по 25 мин. (2 сезон, вышло 15, показ продолжается)
Жанр: приключения, история, сэйнен
Год: 2012-2013
Режиссёр: Иванага Акира
Снято по манге: Kingdom
Автор оригинала: Хара Ясухиса

Годика эдак два назад в журнале «Мир фантастики», в разделе новинок аниме (ме-еееленький шрифт, картинка размером с аватарку) мне попалась рецензия в две строчки на пилот нового сериала. Названия я не запомнила, но крохотная картиночка врезалась в память вместе с короткой ремаркой «вроде бы уровнем повыше, чем стандартный сёнэн».
Название я, как выяснилось, не запомнила не просто так: выбрано было едва ли не самое обычное и безликое, какое только возможно для сёнэн-аниме. Франшиз со словом «царство» в названии вагон и тележка, никто не будет держать его в голове, а переводили, к тому же, как бог на душу положит: и «Королевство», и «Империя»… Лично я всё же настаиваю на варианте «Царство», как наиболее отвечающем культурному контексту и логике.
Так вот, несколько месяцев назад, вяло ползая туда-сюда по сайтах в ожидании очередной серии «Атаки Титанов», я со скуки полезла в раздел сёнэнов, и тут-то на первой же странице среди стандартных Наруто-Блич-Реборн-Дигрей на меня выскочила та самая картинка.
Так уж вышло, что единственный в тот момент интересующий меня аниме-сериал выходил онгоингом, «Дневники вампира» я как раз успела досмотреть и переварить, словом, до пятницы я был совершенно свободен (с). К тому же, 38-серийный аниме-сэйнэн не сулил ничего опасного моему душевному здравию.
Ага.
Это история про мальчика-батрака, поставившего себе цель стать генералом (сёгуном) родного царства Цинь и прославиться на весь Китай. Полностью завершённый первый сезон состоит из 38 серий (де-факто из 39, так как пилот длится почти пятьдесят минут), сейчас снимается второй (в эфире с 08.06.2013). Что приятно, материала в манге-первоисточнике хватит ещё как минимум на третий безо всякой нужды в филлерах, если, конечно, рейтинг аниме будет достаточно высоким. А там, за два-то года, глядишь, и на четвёртый накапает.


Возможны спойлерыСперва про черпак дёгтя.
Анимация первых серий, кроме шуток, поражает не в бровь, а в глаз. В смысле, глаз хочется аккуратно вынуть, протереть и спрятать в коробочку — ещё пригодится, чай, не казённый. Дешёвое триДэ — зло, а понатыканное куда надо и не надо в сёнэн-аниме — зло Вселенское. Ясно, что денег на дорогие примочки не хватает, но откуда странная идея, что и дешёвка улучшает продукт — загадка. Впечатление, что бюджет-то для обычного сёнэна выделили нерядовой, но всё же не настолько, чтобы замахиваться на шедевр, и вот этот-то хвостик в финансировании, который и вернуть жалко, и пристроить некуда, не давал спать спокойно создателям. В итоге присобачили, куда нашли.
К 3D-мечам, прочему оружию и эффектно развевающимся плащам героев мы как-то попривыкли, но когда физиономии рисованных от и до героев вдруг выдают набор гримас из арсенала Клауда и Сефирота разлива незабвенной полнометражки, бедный зритель рискует малость окосеть. Смотрится диковато. Природу-погоду, траву и воду в первых сериях тоже малюют на компьютере, причём очень криво. Вообще, половина известных мне людей скуксилась именно на визуальной составляющей.
Однако же, утешьтесь. За компьютерную анимацию в «Царстве» отвечали разные люди, и где-то к серии 15-й то ли косяки сходят на нет, то ли сюжет наконец начинает раскручиваться, то ли глаз замыливается. Словом, становится хорошо, а местами даже очень хорошо, потому что всё та же компьютерная анимация позволяет рисовать целые армии, и при этом даже у рядовых в толпе будут разные морды.
Следующая претензия общая для всех сёнэнов: медленная «раскачка» вначале. Однако начало тут далеко-о-о не такая занудное, как в Бличе, Дигреймене или простигосподи Реборне. Наоборот, движуха, и довольно резвая, начинается с первого эпизода и далее не сбавляет темпа, другое дело, что по-настоящему интересное начинается серии с пятнадцатой, когда кроме пыщ-пыдыщ-сдохни-подлый-враг начинают раскрываться характеры, мотивы и перспективы. Так что этот недостаток — недостаток только условно (ведь досмотрела же я его до интересного, причём безо всяких рекомендаций насчёт «потерпеть-подождать» за неимением таковых). Когда неофит начинает смотреть, скажем, тот же Блич, олдфаги сходу говорят ему сюда не ходи, туда ходи — башка снег попадёт, совсем мёртвый будешь пережди первые пятнадцать серий, а там дальше Бьякуя, и Ренджи, и Урахара, и Гин из-за угла с зубочисткой. Когда контрабандист ползёт над пропастью по жёрдочке неофит начинает смотреть Реборн, ему сразу же говорят: вон там Мукуро, вот тут уже Вария, а там и до ТИЛ-арки недалеко. Тут говорить было некому и нечего, и никто не гарантировал, что меня не ждут 38 серий нудной жвачки. Тем не менее, даже той крупицы настоящего, что была в арке про подавление мятежа, мне хватило, чтобы не бросить.
Третья ложка дёгтя — это штампы. Тысячи их, и с тех пор, как сёнэны расплодились, то там, то сям нет-нет да и встречаются моменты, вызывающие смутное дежа-вю. В данном случае — изначальная прокачанность главного героя. С одной стороны, обычно поначалу герой или полный лузер и неумёха, вроде Цуны или Наруто, либо условно-силён, как Гон или Ичиго, но эта «сильность» выглядит таковой ровно до первой кочки, на которой сворачивают шею — каковой кочкой обычно выступает первый же
Вдобавок ко всему, японская цензура велика и страшна. Нет не то что того необходимого минимума крови, который должен быть в сёнэне в принципе — крови нет совсем, как бензина в анекдоте. Даже когда вокруг сражение, и нам ясно показывают, что герой ранен, всё, на что зритель может рассчитывать — это располосованная одежда и бледно-красная полоска в прорехе. А уж учитывая, что там постоянно дерутся на мечах... Ну вы поняли. Особенно смешно было, когда в полуголых дикарей-горцев, у которых даже прореху малевать не на чем, воткнули дюжину стрел в эпизоде сражения за дворец, а в итоге те поднялись без ран, чистенькие, как младенцы. Или когда один главгерой во второй серии бьёт лицо второму главгерою, а через минуту тот снова такой, как был, прямо супер-регенерация какая-то.
Так ради чего же всё это смотреть?
А вот тут переходим к цистерне мёда.
Мне трудно, очень трудно потрафить в отношении дизайна персонажей. Стандартные анимешные морды с глазами-блюдцами и носиками-кнопками вызывают мысли про инопланетян и «они среди нас» ыыыыы, спаси нас, Малдер!, а чрезмерно утрированный «утончённый» стиль, в котором переснимают половину старых анимешек вроде Хантера, вовсе вызывает приступы бешенства. Так вот, тут с мордами всё в порядке. Не хуже чем у Кишимото уж точно. Рисунок по сравнению с мангой «утончили», но это тот редкий случай, когда оно на пользу — оригинальная рисовка кое-кому могла бы показаться грубоватой. Мангака-то рисует про китайцев, а когда японцы берутся рисовать китайцев, это совсе-е-ем, совсем отдельная статья, чем какие-то банальные гайдзины. Эта же самобытность сохраняется и в аниме: помнится, в первых же кадрах меня поразила рисовка глаз героев, разрез, который на фоне традиционных круглых плошек выглядит едва ли не экзотикой.

И если уж там брови, то подвитые либо словно нарисованные тонкой кисточкой, круто от переносицы к вискам, а если уж причёски, то вот прямо традиционные дульки на макушках, и бородки в три пряди, и прочие прибамбасы. Причём не только бисёнэны хороши — в первом сезоне там этих бисёненов аж Ин Чжэн (Эн Сэй) да Синь (Шин), да и то у Синя физиономия рабоче-крестьянская и загорелая:


Все прочие мужики тоже очень фактурные. Между прочим, в «Царстве» замечательно рисуют возраст: у того же Ван Ци, к примеру, в сороковник отяжелевшее лицо, мимические морщины и вечный прищур, в флэшбеках семи- и девятилетней давности — в принципе, та же страшная рожа, абсолютно узнаваемая, но — тоньше лицо, глаже кожа, нет морщин в уголках глаз, и сразу становится видно, что у него шикарные ресницы, прекрасный овал, несмотря на тяжёлый подбородок, что линия носа в профиль, как у царицы Нефертити… и при этом таки да, страшнющий

Кстати про дизайны. Я же говорила всем, готовым слушать, что внешность персонажа для меня непринципиальна, был бы человек хороший? Так вот — непринципиальна. Никакая красивость Акацки не заставит меня забыть, что они мудаки. Прошу любить и жаловать, мой любимый местный мужчина, тролль 80-го уровня, живая легенда, Таинственная, ёпта, Птица царства Цинь, Ван Ци, он же Оки-сёгун:

*держу паузу, пока все непричастные и невиновные проикаются и разжмурятся обратно*
Выдохнули. Продолжаем дальше.
Весь сюжет основан на реальных исторических событиях. Ин Чжэн это докоронационное имя Ци Шихуаньди. Чтоб было понятнее — того чувака, который сколотил из семи грызущихся царств Китай и забашлял Великую Китайскую Стену. Да, ту самую, одно из Чудес Света. Плюс ко всему, он проложил кучу дорог, ирригационных каналов, ввёл в оборот единую монету на территории всего государства и сколотил весьма прочную основу для централизованного автократического государства — настолько мощную, что принципы его управления и введённое им титулование правителя использовали аж… до 1928 года, пока Поднебесная не прекратила своё существование. Для чувака, умершего на 50-м году жизни, очень неплохо, правда? Причём дело было за три века до нашей эры. Как ни крути, впечатляет.
Половина героев аниме носит имена реально существовавших людей — к примеру, прапрадед Ин Чжэня царь Чжао и вправду жил на этом свете, а биография и личность Правого Министра Люй Бувэя практически скопированы с исторических хроник слово в слово. Судя же по замесу, начавшемуся во втором сезоне, предательство любящей матушки Ин Чжэня тоже ждёт, никуда не денешься от правды жизни.
Что же до Синя, то я сильно подозреваю, что в более зрелом возрасте он будет носить другое имя.
При таком материале для первоисточника нарисовать (а затем экранизировать) полную лажу физически трудно. Джордж Мартин не зря юзал исторические хроники для своей саги — это почти беспроигрышный вариант. Как говорится, ни одно воображение не измыслит сверх того, что происходило на самом деле. А период истории выбран богатейший: война семи царств и объединение Китая недаром носят название Эпохи Смут (которое после позаимствовали для своих разборок японские даймё).
Все бои, соответственно, и добрые процентов восемьдесят интриг тоже взяты из жизни. Разумеется, о полной реконструкции древних сражений речи не идёт, но общее впечатление зритель получит, заодно подтянув знания, в каком построении сражались китайские пехотинцы две с половиной тысячи лет назад и что такое «у». После первой же сюжетной арки бои один на один (местами весьма приличные, кстати) практически сойдут на нет, уступив место маневрированию армий на местности разной степени пересечённости.
ТриДэ анимация, оказавшая не лучшую службу пейзажам и лицам, отлично обрисовывает изящные павильоны и внутреннюю отделку дворца, разные мелкие детальки вроде доспехов и вооружения.
«Сёнэнистая», так сказать, составляющая в дополнение к исторической ненавязчива, и в том её достоинство. Исторические реалии и мистика в «Царстве» примерно в такой же пропорции, как в «Бродяге Кеншине»: то есть имеется некая
Немножко о героях. Ин Чжэн просто алмаз, а не мальчик. В смысле прочности. И весь этот разговор про «ты мой меч, испортишься — выброшу», а после рывок пешедралом с потерявшим сознание Синем на плечах. Выбросит он, как же. Второй прекрасный момент — беседа с Ван Ци во время захвата дворца. Немногие вот так бы смогли беседовать с человеком, собирающимся снести тебе голову. Сцена приёма Люй Бувэя во дворце после подавления мятежа бесценна и прекрасна, главным образом тем, что Ин Чжэн почти что ничего не говорит. И в это время вынужден подавлять такую ярость, терпеть такое унижение, что дать им выход можно только при своих верных, вроде Чиньвэньцзюня (Шогункуна), который будет бегать вокруг и причитать «не пораньтесь, великий царь, пока пинаете в бешенстве собственный трон» и Синя, который вытащит подальше от людских глаз («чё, пойдём выйдем?») и с широкой ухмылкой поинтересуется «что, нагнул он тебя, да? Ты слова сказать не смел». И после этого Чжэня отпустит, и даже улыбаться станет возможным. Так-то. Вообще, видеть, как из подростка вырастает правитель — сплошное удовольствие.
Чиньвэньцзюнь, герой войны, некогда выдающийся копейщик, местный Барристан Селми, тоже хорош. Это благодаря ему Ин Чжэн переживает свой первый год правления, это именно он становится во главе начинающей формироваться процарской политической "силы" при дворе. И он, погубив Пяо, исключительно честно ведёт себя с Синем — признавая вину, беря на себя ответственность и вместе с тем опекая Синя настолько, насколько это возможно. В конце концов, именно Чиньвэньцзюнь вытаскивает бестолковую башку Синя из-под метафорического меча, когда тот садится на место Люй Бувэя на пиру и затевает свару с Ли Му.
Есть ещё Хеки (Би), простой, честный и преданный человек, искренне восхищающийся и уважающий крестьянского пацана Синя, не чинящийся, даже став генералом тысячи (о, этот момент их встречи в новом качестве! Это просто бва-ха-ха какое-то). Есть Дяо, сирота из горного племени, подобранный Ин Чжэнем и Синем в разбойничьем посёлке, который пошёл за юным царём ради денег, как Синь пошёл ради славы и мести, и понемножку вырастающий в стратега. Вообще, эти наивные и простые, как сибирский валенок, дети, Синь и Дяо, как будто и не понимают, что запросто обращаются по имени к царю и вхожи во дворец в любое время суток, что в каком-то смысле положение их исключительное. То есть, я думаю, где-то как-то понимают, Дяо существо практичное и себе на уме, а у Синя, как ни крути, но хватает всё ж таки мозгов молчать и склонять голову хотя бы тронном зале — но это и всё. В остальном — Чжэн для них свалился с недосягаемого пьедестала в тот момент, когда они драпали втроём от солдат Левого Министра, по очереди таща друг друга на плечах.
Есть ещё
Есть мелкий братец Ин Чжэня, у которого его рахит и геморрой написаны на мордочке, существо злобное, ограниченное, жестокое и заблуждающееся, демонстрирующее определённые замашки в самом раннем возрасте, но почему-то очень по-человечески понятное. Потому что причина его поступков не властолюбие, не амбиции, а обычная, понятная ревность и зависть к старшему брату, сочетающаяся с отчаянной зацикленностью на единственном, в чём он Чжэня превосходит.
Есть Люй Бувэй, идеальный антагонист, умный, харизматичный и безжалостный, которому по большому счёту начхать на Чжэня, но — «это бизнес, ничего личного». Есть его роскошные по типажам «Четыре столпа», о, этот Мэн У, тихо враждующий с Чанпиньцзюнем, но отдавший ему младшего сына в учение — а потому что полезно и малец способности имеет. А старший его сын, чует моё сердце, скоро войдёт в ближний круг Синя. О, этот Чанпиньцзюнь, глава школы стратегов, формально — приспешник Бувэя и почти-враг, но только почти. Заинтересованный в Сине, посылающий за ним гонца перед приездом Ли Му, вполне доверяющий звериному чутью Ван Ци на таланты. О, этот Цай Оу, шикарный дедок-дипломат, служивший ещё прапрадеду Ин Чжэня, заявляющий в лицо царю при всём честном народе «вырастите поскорее, я служу только сильнейшему». Про него и Ли Сы, законника, пока мало, но дальше, думается, будет больше. Я очень надеюсь, что они переметнутся к Чжэню после коронации.
Есть прекрасный, прекрасный как тысяча рассветов генерал Ван Ци, последний из легендарной великой Шестёрки генералов царя Чжао, семь лет не выходивший на поле боя после его смерти. И который даже проигрывает так, что смотреть на это можно до бесконечности, как на воду, огонь и то, как другие работают.
И к тому же, на долю Ван Ци досталась замечательная история любви. Слава. Целых два выдающихся царя на его веку. Хороший ученик. И слёзы солдат, военачальников, врагов — и его юного повелителя в конце. Словом, удачная, хорошая жизнь.
Наконец, тут есть Ли Му, один из Трёх Богов царства Чжао. Мягкий, уравновешенный, красивый, с простыми мечтами и приятным голосом… чудовище почище Ван Ци, лучший стратег поколения и Первый Министр Чжао. Хитрая, изворотливая бестия. Человек, который велел выпустить Ван Ци и его эскорт из окружения и отвёл войска, имея возможность положить их там всех — потому что не хотел гробить людей и жалел чужие жизни. Вот так.

Во втором сезоне героев очень классно повзрослили, на голову бедняге Синю свалились старший сынок Мэн У и спесивый племянничек Ван Ци, Ин Чжэн заимел проблемы со своим гаремом, и они оба получили пять лет на то, чтобы стать полноценными царём и генералом.
Редкий кадр, мечта Синя и Пяо, которая для одного из них никогда не исполнится — Пяо и Синь в образе великих генералов из будущего:

Два слова о курьёзном. Аниме феноменально не повезло с фансабберами — они попались какие-то очень уж образованные >.<
В принципе, не новость, что на этом деле преимущественно сидят люди с полным высшим, но тут случился перебор. Проще говоря, сабберы просекли историческую подоплёку. И рассудили, что раз уж тут про Китай, то героев будут звать Ин Чжэнями, Ван Ци и Чинвэнцзюнями. И ну переводить имена в китайской транскрипции! Но беда-то в том, что ухо слышит Эн Сэев, Оки и Шогункунов! И что-то левое слышать отказывается! А озвучивальщики-то наши путаются! А сабберы-то наши тоже! Короче, смотреть это аниме с сабами (да и с озвучкой, учитывая, что имена периодически читают то так, то эдак) — ад и Израиль.
Но в целом, я не понимаю, отчего этому сёнэну так не повезло и нигде про него ни полслова. Почему-то показ прошёл для наших широт совершенно незаметно. Несмотря на баги и косяки, по уровню увлекательности оно на полголовы выше того же Внука Нурарихёна, наделавшего шуму и склепавшего какой-никакой фандомчик. А ведь 38 серий, как раз, чтобы развернуть историю как следует, это тебе не 12 и даже не 25 эпизодов на сезон...
Одна радость — за окияном, видимо, дела обстоят получше, и аниме получило "зелёный свет" на второй сезон. Для меня это был приятный шок.
@темы: история, ссылка, аниме, переплетение, китай, screenshots